СЕРОВ

СЕРОВ
, Александр Николаввич, музык. критик и оперный композитор, род. 11 янв. 1820 в СПБ., ум. 20 янв. 1871 там же. Сын чиновника, С. получил хорошее первоначальное воспитание, затем учился в Училище Правоведения, которое блестяще окончил 1840. Музык. талант С-а проявился уже в юности, но противодействие отца помешало будущему композитору тогда же ступить на путь, к которому его постоянно влекло. Не добившись на службе хорошего и обеспеченного положения, С. тем не менее принужден был почти всю жизнь служить (сначала в сенате [1840–45], затем [1845–48] товарищем прокурора в Симферополе и Пскове; в 1855 С. снова поступил на службу по мин. внутр. дел, без определенной должности, и даже без вознаграждения, покуда, наконец не был назначен цензором при почтамте, в котором прослужил 1857–68), не смотря на все свое отвращение к службе. В искусстве, как и в жизни С. должен был сам себе пробивать дорогу. Не получив музыкально-теоретического образования, С. изучал технику композиции практически, без руководителей, не доверяя сам себе. Вот почему, только под конец своей жизни он мог выступить с музык. произведениями, серьезными и крупными по характеру и объему и в этом последний период трудовая жизнь Серова скрашивается общим признанием и возможностью удовлетворить с юности лелеянным музык. потребностям. В 1858 С. впервые едет за границу, вторично через год; в 1863, после успеха "Юдифи" и вскоре после женитьбы на В. С. Бергман, он в третий раз едет за границу, где еще ближе сходится с Вагнером, а особенно во время 4-й поездки (1869) к Вагнеру в Швейцарию и Мюнхен. В дек. 1870 С. был в последний раз за границей – в Вене, на бетховенских торжествах. В течение долгого периода своей жизни С. ограничивался лишь попытками в области композиции, хотя в числе его юношеских произведений имеются 2 оперы: одноактная "Мельничиха в Марли" (1846; один отрывок из нее напеч. в биографии С-а, Финдейзена; предполагают, что изд. Бернардом "Увертюра к комической пьесе" С-а для фп. в 4 руки принадлежала к оп. "Мельничиха"), и "Майская ночь" (на сюж. Гоголя, в трех редакциях, последняя 1853, отрывок из нее напеч. в "Рус. муз. газ." 1896, No 1), обе не дождавшиеся постановки и недошедшие до нас. Кроме того С-м сделан был ряд незначительных опытов в более мелких формах (вставные NoNo к пьесе "Записки Демона" [1845], несколько фуг, скрипичная соната, романсы и т.д.; большинство этих пьес до нас не дошло). Большего внимания заслуживают многочисленные переложения, сделанные С-м. Несколько оркестрованных им отрывков бетховенских сонат и квартетов в 40-х и 50-х годах 19-го века исполнялись оркестром Александринского театра; затем С-м было сделано более 30 переложений крупных отрывков из симфоний, опер, ораторий и т.д. великих мастеров (Бетховена, Моцарта, Глюка, Гайдна, Глинки и др.) для фп. в 2, 4 и 8 рук. Часть этих переложений исполнялась на домашних вечерах Глинки, Серова и др. в 50-х годах; они хорошо познакомили С-ва со стилем классиков и некоторые из них вызвали очень сочувственные отзывы Листа. Но подобная деятельность не могла удовлетворить С-ва; он решил посвятить себя музыкальной критике, тем более, что последняя могла доставить ему и некоторый заработок, в котором С. как раз в это время особенно нуждался, оказавшись без службы. Первая статья С-а ("Итальянская опера в Петербурге") была напеч. в "Современнике" 1851, No 3. Статьи С-ва на первых же порах обратили на себя всеобщее внимание. 20-летняя деятельность его в области русской муз. критики (1851–71) имеет выдающееся значение. О. по праву должен считаться в России первым музыкальным писателем. Эрудиция и начитанность его были громадны; критические и исторические обзоры и технические анализы С-ва служат свидетелями его критической чуткости и энциклопедического образования. В основу своих работ он ставил исторически-сравнительный метод. В этом отношении выдаются его характеристики Глинки. Верстовского, Даргомыжского, Бетховена, Моцарта, Вагииера, Спонтини и др. С. первый в России серьезно познакомился с учением Вагнера, взгляды и музыку которого пропагандировал у нас. Интересны также его тематический анализ увертюр "Леонора" Бетховена, исследования о русских песнях, разбор "Русалки", статья о лейтмотиве в "Жизни за Царя" и многое другое, в том числе лекции об опере 1870 (С. был первым музык. лектором в России). Наконец С. один из первых пытался создать у нас серьезный специально-музык. журнал; его попытка ("Музыка и театр", 1867–68, вышло 17 NoNo) не увенчалась успехом, отчасти вследствие недостатка у С-ва административных способностей, а также в виду слишком полемического характера журнала. Полемика была любимейшим оружием С-а в борьбе с русским дилетантизмом, а также, впрочем, с несомненно полезной деятельностью возникавшего Р. М. О. и с Новой рус. школой (См.). С. участвовал в 27 период. изданиях, русских и иностран.; полный перечень его статей помещен в библиогр. указателе Молчанова (1888). Собрание (не полное) критич. статей С-ва изд. в 4-х томах (1892–96). Параллельно с усиленной критической деятельностью в последние 7 лет жизни С-ва шла и композиторская, обозначившаяся неожиданно – сразу и ярко. Под впечатлением гастролей знаменитой Ристори, выступившей в 1860 в драме "Giuditta", C. горячо принялся за оперу на этот библейский сюжет. В 1863 в СПБ. "Юдифь" была впервые дана и сразу завоевала себе почетное место в репертуаре русской оперы; в этом произведении С. выступил независимо от влияния своих предшественников – Глинки и Даргомыжского; долго сдерживаемое вдохновение композитора нашло здесь счастливый исход. "Юдифь" – сочинение крупное и яркое, несмотря даже на отдельные технические недостатки и грубоватую оркестровку; в характере музыки оперы есть простота и строгость, придающие ей несколько ораториальный характер; композитору удалось здесь сильно и своеобразно выразить восточный элемент, в чем может быть сказалось его еврейское происхождение (со стороны матери). "Рогнеда" (СПБ. 1866) имела еще больший успех и появление ее приветствовалось как начало новой эпохи в русском искусстве, подобно "Жизни за Царя"; в успехе ее видели начало падения царившей тогда в Петербурге итальянской оперы. В "Рогнеде" С., ставший в то время теоретическим поборником Вагнера, дал однако произведение скорее в стиле мейерберовской пестрой большой оперы; всякого рода эффекты нагромождены один на другом, но опера лишена цельности и выдержанности; впрочем, в отдельных нумерах и здесь не мало хорошего. "Вражья сила" (СПБ. 1871) осталась не совсем законченной (дописана женой С-ва, В. С. Серовой, оркестрована Н. Соловьевым). В ней С. поддался современным народным течениям русской литературы, но натура композитора была чужда народности и ему, видимо, приходилось иногда насиловать себя. Отдельные эпизоды и здесь удались С-ву (сцена масленицы и др.). Последняя опера С-а "Ночь перед Рождеством" осталась лишь в первоначальных набросках, из которых вдовой С-а составлена сюита, изд. в 1877 Стелловским. Другие произведения С-ва последнего периода: Stabat mater, Ave Maria, музыка к драме "Нерон" (1869), Рождественская песня (1860), 8несколько малороссийских хоров и орк. пьес ("Гречаники", "Гопак", "Пляска Запорожцев"). Композитор умер от грудной жабы, вернувшись из пятой поездки заграницу (в Вену), куда он ездил в качестве делегата на бетховенские торжества. С. похоронен в Алекс. Невс. Лавре, где в 1885 был поставлен памятник (бюст) композитора. В 1903 выпущена в свет печатная партитура "Юдифи". Жена С-а – также композитор и музык. писательница, сын – известный художник. Биографии С-ва и биографические материалы: Письма С-ва – в "Рус. Старине" 1875–78, "Рус. Муз. Газ." 1894–903 и отд. книгой "Письма С-ва к С. Дютур" (СПБ. 1890); воспоминания о С-ве Стасова ("P. Стар." 1880), Званцова ("Р. Ст." 1888), Старчевского ("Наблюдатель", 1888, III) и др. [библ. указ. Молчанова); В. Баскин "А. Н. С." (СПБ. 1889), С. Базунов "А. Н. С." (СПБ. 1893), Н. Финдейзен "А. Н. С. Его жизнь и музык. деятельность" (2-е изд. Москва 1904). (Ф).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СЕРОВ" в других словарях:

  • Серов — город, р.ц., Свердловская обл. Возник как пос. при основанном в 1894 г. Надеждинском сталерельсовом заводе, который получил название по имени владелицы завода и всего Богословского горного округа Надежды Михайловны Половцевой, жены статс… …   Географическая энциклопедия

  • серов — Надеждинск, Кабаковск Словарь русских синонимов. серов сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • кабаковск …   Словарь синонимов

  • СЕРОВ — Александр Николаевич (1820 71), музыкальный критик и композитор. Отец В.А. Серова. Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о М.И. Глинке, А.С. Даргомыжском, Л …   Современная энциклопедия

  • СЕРОВ — Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства . Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр) отличаются ранние произведения ( Девочка с персиками , 1887).… …   Современная энциклопедия

  • СЕРОВ — (до 1934 и в 1937 39 Надеждинск в 1934 37 Кабаковск), город (с 1926) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Каква. Железнодорожный узел. 105,4 тыс. жителей (1993). Черная металлургия. Лесная, деревообрабатывающая и др. промышленность.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Серов — I Серов         Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург, 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835 1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840 1868… …   Большая советская энциклопедия

  • Серов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г …   Википедия

  • Серов — Валентин Александрович (1865, Санкт Петербург – 1911, Москва), русский живописец, график, театральный художник, педагог. Сын композитора А. Н. Серова. После смерти отца (1871) будущий художник много путешествовал с матерью по России и Европе. В… …   Художественная энциклопедия

  • Серов А. Н. —         Александр Николаевич (11 (23) I 1820, Петербург 20 I (1 II) 1871, там же) рус. муз. критик и композитор. С 8 лет учился игре на фп. у О. И. Жебелевой, затем на виолончели у К. Б. Шуберта. В 1835 поступил в Уч ще правоведения, где началась …   Музыкальная энциклопедия

  • СЕРОВ — 1. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), композитор и музыкальный критик. Оп. Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871; завершена женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую… …   Русская история

  • Серов В. А. — СЕРÓВ Владимир Александрович (1910–68), живописец и график, нар. худ. СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1954). Чл. КПСС с 1942. Учился в ленингр. АХ (1927–33). В период войны пред. Ленингр. отделения Союза сов. художников, участвовал… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»